В
мифах, фольклоре и волшебных сказках волк олицетворяет свирепость,
коварство, жестокость, зло, но также храбрость и победу. Кроме того,
при определенных обстоятельствах волк мог стать могучим защитником
беспомощных созданий. Общим для многих мифологий Евразии является сюжет
о воспитании родоначальника племени (а иногда и его близнеца) волчицей.
Известно множество историй о волках-прародителях: римская легенда о
капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема; древнеиранская - о
волчице, вскормившей Кира и т.д. У степных тюркских народов волк
воспринимался как родовой тотем, отсюда знамена и штандарты с волчьей
головой. Герой-родоначальник, вождь племени или дружины мог называться
волком или имеющим "голову (тело) волка".
Волк мог служить эмблемой воинов и выступать в качестве атрибута
бога войны. Важная роль отводилась волку в культе Марса в Риме и Одина
в скандинавской мифологии. В хеттской, иранской, греческой, германской
и других индоевропейских традициях войны, отражая представление о
волчьей стае как символе единой дружины, именовались волками и часто
одевались в волчьи шкуры.
Символ волка связан и с нижним миром, в некоторых мифологиях он выступает как проводник душ.
В египетской мифологии бог в образе волка, Упуат, почитался как
бог-проводник, разведчик, а также покровитель умерших. Его эпитет -
"вожатый" ("тот, кто ведет"). Упуата называли "первым бойцом Осириса" и
иногда отождествляли с ним.
В греко-римской традиции волк (иногда хтонический, трехглавый) был
посвящен Марсу (Аресу); он символизировал доблесть и служил
предзнаменованием победы. Ромул и Рем, дети Марса и легендарные
основатели Рима, были вскормлены волчицей. По преданиям, священные
животные Марса - дятел, конь, бык и волк - вели родившихся весной
юношей, указывая им места для поселений. С культом волка был связан и
древнейший праздник Луперкалий, праздник очищения и плодородия,
возможно связанный с обрядом инициации. Один из эпитетов Аполлона -
Ликейский ("волчий") - связывает его с волком или указывает на него как
на защитника от волков.
В скандинавской мифологии сидящий на высоком престоле за
пиршественным столом Один пьет только вино и не притрагивается к еде -
он бросает ее двум волкам, которые вместо псов лежат у его ног. Их
имена - Гери и Фреки - "Жадный" и "Прожорливый". Эти волки были
чудесными помощниками Одина, символом боевой дружины.
Другой гигантский волк находится на западной стене Вальхаллы - это
Фенрир, скованный волшебными путами. Род Фенрира - "многих
сыновей-великанов, все они видом волки" - породили великанша Ангрбода и
ас Локи. Согласно пророчеству, последняя битва богов и следующая за ней
гибель мира начинается с того, что на свободу вырываются хтонические
животные. "И тогда свершится великое событие: Волк поглотит солнце, и
люди почтут это за великую пагубу. Другой же волк похитит месяц,
сотворив тем не меньшее зло. Звезды скроются с неба… И вот Фенрир Волк
на свободе". В последней битве волк проглатывает верховного аса Одина.
Лишь сын Одина Видар успевает отомстить за отца: чудесным башмаком он
наступает Фенриру на челюсть и разрывает ему пасть. Здесь волк
выступает символом хаоса и злого начала.
В христианстве
волк - зло, жестокость, хитрость и ересь, дьявол, угрожающий верующим.
Лишь святым дана сила любвеобильного убеждения, чтобы приручить дикость
свирепого зверя, как это сделал, к примеру, Франциск Ассизский,
атрибутом которого стал волк. Такое представление основано на
знаменитой истории о волке, на которого охотились жители Губбио, так
как тот приносил огромный вред. Но встретивший его Св.Франциск
Ассизский обратился к нему "Брат Волк" и защитил его как друга, который
прежде не знал ничего лучшего.
В славянской народной традиции волку присуща хтоническая
символика, в облике волка появляются умершие; в русских волшебных
сказках волк может доставить героя в иное царство, он имеет отношение к
подземным кладам.
В средневековой геральдике о волке упоминают в положительном
смысле: "Волк имеет значение бдительности и осмотрительности, и в этом
качестве имя этого животного и его образ используется в гербах; волк
заполучает свою добычу с таким умом, что редко попадается охотнику.